Преподобный Макарий Римлянин
Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский Чудотворец (гравюра 1895 г. с образа на раке с его мощами)
Крест прп. Макария.
Фото начала
1910-х гг
Макариевская пустынь. Вид деревяной Успенской церкви (слева), колокольни и братских корпусов.
Фото начала 1900-х гг.
Макариевская пустынь. Разрушенная церковь во имя преподобных Отцов и Матерей, в посте и подвиге просиявших на островке (месте первоначальн ых подвигов прп. Макария) - в скиту обители
Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский Чудотворец
День памяти: 19 Января

Родился в Риме в конце XV в. от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом, достиг Великого Новгорода. Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении.

Своими подвигами преподобный привлек к месту своего отшельничества особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений и иноческой жизни и явившуюся то в виде огненного столпа, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности. Вскоре на месте своих подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения.

Мирная кончина преподобного Макария последовала 15 августа во второй половине XVI в. Тело святого было погребено в построенной им Успенской церкви.                                            
          
Забытая обитель
Почти каждая местность нашего Отечества освящена молитвенными трудами того или другого подвижника благочестия и имеет основанные им святые обители, или блистающие благолепием храмов, или, по сокровенной от нас воле Божией, забытые и пришедшие в запустение до времени, когда угодно будет Господу посетить сердца верных сынов Православной церкви к возобновлению и восстановлению святыни.
Среди угодников Божиих, просиявших на землях Новгородских, были два пришельца, уроженцы Рима. Один из них воздвиг обитель в Новгороде на берегу Волхова, другой - на берегу небольшой речки Лезны. Перенесшая немало невзгод, пережившая века, она была разрушена и, к глубокому прискорбию верующих, теперь не существует.
Обитель эта - Макарьевская пустынь, которая находилась на границе Новгородской и С.-Петербургской губернии, в 117 км от Новгорода, в 104 - от Петербурга, но гораздо ближе к нам - в 20 км от Малуксы н в 10 км от Шапок. Основана она была в XVI веке преподобным Макарием Римлянином.

От Рима возсиял еси, якоже светлая звезда, в сию пустыню, научал дети своя благоразумию Твоему Отче наше Макарие. Пустынный житель, да избавит нас Господь Бог от лукавых духов и злых человек, тем же вопием Ти: радуйся Преподобие Отче Макарие!

Преподобный Макарий, Новгородский Чудотворец, родился в конце XV века в Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Благочестивые родители воспитали своего сына-первенца в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Одаренному от природы высоким умом юному римлянину предстояла завидная будущность на поприще службы общественной, но он жаждал жизни духовной. Достигши лет совершенных и отказавшись от всех удовольствий, он решил посвятить себя служению Богу. Изучение Священного Писания, творений св. отцов было постоянными занятиями юноши. Он мечтал жить согласно учению Святой Церкви и постепенно приготовить себя к подвижнической жизни. Но западная церковь, к которой принадлежал он по рождению, полная в то время внешних смут и внутренних беспорядков, не могла пленить пылкий ум молодого богослова. Будущий подвижник молил, Бога указать истинный путь спасения среди погруженной во мрак греха и суеты мирской родной ему церкви, и Господь неотринул мольбу своего избранника. Он обратил духовные очи его на церковь Православную. 'Только под ее святым покровом, среди ее чад я найду спасение, -думал он и тайно покинул Рим, раздав неимущим богатство свое, оставляя родных своих.
С посохом странника-пилигрима, в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую страну - святую Русь. Труден был путь, много перенес он, пока наконец не достиг земли для него обетованной, земли православной. Благолепие церквей и монастырей Новгородских, строгая жизнь монашествующих, торжественность, истовость богослужения, глубоко поразили пришельца.
Паломничая по обителям Новгородским, он достиг монастыря преподобного Александра, на берегах Свири, где игуменствовал еще сам преподобный, основатель обители. Преподобный Александр, уже удрученный летами и болезнями,     радостно встретил пришельца, пожелавшего пробыть некоторое время в обители свирской послушником - учеником ее великого игумена. Благословив доброе желание чужеземца, преподобный Александр в духовных беседах открыл и разъяснил пришельцу то, чего жаждала его душа и сердце. Недолго пробыл он учеником в обители свирской, - следуя примеру многих подобных себе духовных чад святого игумена, принял монашество с именем Макария и решил навсегда затвориться в келий пустынно-жительской.
Посетив еще раз дорогие для него святыни Новгорода, он избрал для себя в пределах Новгородских непроходимую болотную дебрь, раскинувшуюся на несколько верст по берегам небольшой речки Лезны (Грозны) и здесь, на маленьком островке топкого болота, поставил келию.
Горя любовью к Богу, со слезами взывая о грехах своих, изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, незнаемый людьми, питаясь скудными плодами и растениями суровой пустыни, преподобный Макарий прожил немалое время, надеясь избранным им путем скорби и лишений достичь Царствия Небесного. Но не укрыла пустыня великого подвижника. Всемогущий Господь восхотел явить его миру и чрез него привести многих к жизни богоугодной и спасению душевному.
Однажды глубокой, ненастной ночью преподобный Макарий стоял на молитве. Кто-то постучал в дверь его келии, умоляя открыть во имя Бога. Подвижник уступил мольбе, и в келию вошли несколько незнакомых людей - охотников, уставших и изнуренных. Он по обычаю иноческому приветствовал их миром.
"Лице преподобного сияло особенным светом благодати Божией, как лице Ангела, и немногия слова его приветствия отозвались дивною благодатию в сердцах вошедших", - повествует житие преподобного.
Изумленные боголепным видом подвижника путники, испросив благословения, сказали ему:
-    Только молитвами твоими, человек Божий, милосердный Господь помог нам найти твою келию и дойти до нее, не погибнув среди болотных дебрей, куда привела нас охота.
-    Не мои грешные молитвы, но благая воля Вседержителя направила вас сюда! - смиренно ответил преподобный, предлагая путникам пищу из своих скромных запасов.
Обласкав и успокоив пришельцев, преподобный Макарий после краткой беседы с ними и общей молитвы, благословив, отпустил их, указав путь из болот. Удивились охотники и скромному смирению и уму одинокого пустынножителя, покидая его келию. "Удивились они, - рассказывается в житии, - и терпению подвижника Божия; им казалось немыслимо, чтобы он мог проживать, окруженный со всех сторон топким болотом, из которого поднимались облака комаров и мух, уязвлявших человека весьма болезненно".
Но то, что казалось невозможным для простых людей, то было счастливою волею для избранника Божия. Об одном только печалился теперь преподобный: его спокойствие и безмолвствие могут быть нарушены людьми, потому что убежище его узнано ими. И скоро молва о святой жизни подвижника среди болотных дебрей реки Лезны привлекла многих жаждущих его совета, назидательного поучения и молитвы. Не отказывал преподобный в духовной помощи страждующим, но известность тяготила его и он решил покинуть место первоначальных своих подвигов.
Рим отечество свое оставив, в сию пустыню вселилися еси, в пустом месте обрел себе жилище, отбегл еси суеты мира сего и в безмолвное добра пристанище направляя себя ко Господу. Сего ради и мы грешнии рабы Твои притекающие крацемощей Твоих, любезно целуем Тя, Отче Макарие, моли о нас Господа, да избавит нас в день судный.

Еще далее вглубь болота переселился преподобный Макарий со своего островка, избрав возвышенное, окруженное густым высоким лесом небольшое место на левом берегу реки Лезны, где и построил себе убогую келию. Но недолгое время здесь укрывался он от мира. Господь дивным образом открыл людям его новое убежище.
«Своими подвигами,- читаем в житии преподобного,- он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного по ночам здесь видимого многим, то в виде облака благоуханного дыма, поднимавшегося отселе к высоте и разливавшегося по окрестностям».
Эти явления заставили местных жителей проникнуть вглубь пустыни и они, «опечаленные первым исходом преподобного, лишившись его сладких для них бесед», с радостью обрели его там. «Тогда поняли они вполне те дивные явления столпа огненного и дыма кадильного, которые привлекли их сюда и еще более стали чтить человека Божия».
Велика была любовь народная к преподобному Макарию. Многие подолгу не покидали его пустыни, некоторые же пламенно молили о позволении навсегда остаться с ним и вблизи его скромного жилища построить свои келий. «И увидел тогда преподобный, что нет сил отказать в мольбах их, что на то - воля Господа». Усердно помолившись Творцу небесному он дал согласие ревнителям подвигов и жизни    иноческой ставить келий и этим положил начало своей пустынной обители.
Собравшийся братией скоро (ок. 1540 года) была построена небольшая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был сам преподобный Макарий, посвященный в священный сан святителем Новгородским Макарием (с 1542 года ставшим митрополитом).
Являя собою пример для братии, преподобный был поистине «добрый пастырь». Подвизаясь много лет «подвигом добрым и неослабным», достигший дара прозорливости и чудотворений, твердо шел он по пути подвижничества. Смиряя себя, изнуряя трудами и молитвенными бдениями силы, он ревностно насаждал и укреплял в крае веру Христову, поучая братию не ослабевать в подражании ему. Незадолго до кончины своей преподобный, передавши управление монастырем одному из своих учеников, удалился на излюбленный им островок верстах в трех от монастыря. Здесь в начале 1560-х годов он мирно почил о Господе, преподав благословение братии, поручив юную обитель воле Всевышнего Бога.
С плачем погребли иноки своего любимого игумена у левой стены Успенского храма, с наружной его стороны. А в 1761 году над могилою преподобного, при перестройке церкви Успения Богородицы, был устроен придел, посвященный преподобному Макарию. На островке же, месте подвигов преподобного, тогда же сооружена небольшая часовня.
Основанная преподобным Макарием Римлянином обитель с первых же дней своей многовековой жизни отличалась «не вещественным достатком и многолюдством», но «высоко-духовною жизнию братии». Благолепие богослужения, строгое отношение к уставам и обетам иноческим, духовное просвещение края и отзывчивость на его нужды были заветом преподобного Макария, и завет этот исполнялся свято.
Усердием благочестивых жертвователей после кончины преподобного рядом с Успенским храмом была воздвигнута вторая деревянная церковь во имя Св. прп. Савватия Соловецкого (существовала до 1628 года). Этими двумя храмами, немногими необходимейшими постройками да «тремя кедиями монашескими», как видно из описи 1628 года, ограничивалось общее число монастырских зданий. «Подлинная переписная книга вотчинных сел и деревень и дворов и людей Макарьевской пустыни» 1670 года свидетельствует о том, что невелики были и земельные владения обители.
О монастыре преподобного Макария не сохранилось никаких исторических актов. Обитель жила замкнутой жизнью, ее игумены не избирались на высшие иерархические степени. В Смутное время шведские войска, грабившие в 1615 году церкви и монастыри Новгородские, разорили и обитель преподобного Макария. Иноки пали под мечами врагов, храмы, а также библиотека и рукописи погибли в пламени.
Возобновленная при царе Михаиле Федоровиче, Макарьсвская пустынь из-за недостатка средств постепенно пришла в упадок, так что в середине XVIII века считалась уже не самостоятельной, а находящейся под ведением Александро -  Нсвской лавры. В 1764 году пустынь была упразднена и обращена в приходскую церковь, причем определены к ней священник с причтом. Успенскую церковь перестроили в 1754 и 1791 годах, но потеряв затем значение и приходского храма, она была приписана к церкви Св. Николая в селе Добром.

Ублажаем Тя, Преподобие Отче Макарие, и чтем Святую память Твою, наставниче монахов и собсседниче Ангелов.

В забвении осталась пустынь преподобного Макария. Пришедшие в ветхость постройки обратились в развалины, не сохранилось и следа келий монашеских... Богослужение совершалось в дни. посвященные памяти угодника Божия, и то по просьбе богомольцев-паломников. Полуразрушенная Успенская церковь одна напоминала о некогда славной обители. Но не допустил Господь святое место до полного запустения. Он вызвал обитель к новой для нее жизни.
В 1840 году крестьянин села Ижоры А. Ф. Кононов возобновил благолепный вид Успенского храма. Тогда же над местом, где почивали под спудом мощи преподобного Макария, на собранные пожертвования устроена была деревянная вызолоченная рака с древним, почитаемым чудотворным изображением на ней угодника Божия преподобного Макария. Именно таким являлся в сонном видении преподобный многим больным, молившимся ему и получавшим исцеление. Возобновлена была и часовня с колодцем на островке, где начал подвиги и где скончался преподобный. Один из престарелых священнослужителей выразил желание поселиться при забытой церкви и до самой кончины своей совершал здесь богослужения.
В 1871-1872 годах церковь вновь была поправлена на благотворительные пожертвования Н. Е. Соколова и других лиц. Она сгорела в 1895 году и тогда же построена новая деревянная (колокольня -1906 года) с приделами: прп. Макария Римлянина, свв. апп. Петра и Павла и при. Арсения Великого. Для посещающих пустынь богомольцев построен небольшой странноприимный дом.
Ревнители веры в конце XIX века неоднократно пытались возвратить Макарьсвской обители се прежний вид и на месте подвигов угодника Божия устроить самостоятельный монастырь; и по воле Господа это доброе дело осуществилось. В декабре 1893 года на имя Высокопреосвященного Фсогноста, архиепископа Новгородского и Старорусского, поступило прошение за подписью нескольких тысяч лиц о ходатайстве перед Св. Синодом о возобновлении Макарьевской пустыни с обращением се в миссионерский монастырь с целью противодействовать сильно развившемуся тогда сектантству в России. 27 августа 1894 года было получено разрешение Св. Синода открыть обитель по желанию С.-Петербургского православного общества.
Настоятелем Воскресенского миссионерского общежительного мужского монастыря был назначен ревностнейший Синодальный миссионер иеромонах Александро-Невский лавры о. Арсений. Много труда и забот предстояло игумену, ведь все здесь было в ветхости: странноприимный дом, крыша церкви протекала и кресты повалились, над ракой преподобного Макария балдахин едва держался. В 1905 году во втором этаже деревянного настоятельского корпуса была освящена церковь Архангела Михаила (сгорела в 1911, в 1912-1915 годах построена каменная, в одной связи с братским корпусом). В скиту была церковь прпп. Отцев и Матерей в посте и подвиге просиявших (деревянная- 1900-1901, каменная -1914-1916 годов, ныне руины). В 1908 году в новом (заштатном) монастыре числилось 8 монахов и 38 послушников. Подворье Воскресенского миссионерского монастыря с домовой церковью Воздвижения Креста Господня (1901) было в Любани. Так забытая Макарьевская пустынь воссоздавалась, и там, где некогда учил сам преподобный истинам св. веры, был центр православного миссионерства, источник живого слова за святость и величие русской церкви.
Память преподобного Макария совершается 19января(1 февраля). В этот день причтом села Доброго, что в 12 верстах от обители, совершалось особенное торжественное богослужение и тысячи богомольцев стекались на поклонение мощам преподобного. "Все бывшие в Макарьсвской пустыни на поклонении угоднику Божию, -нее самое отрадное духовное впечатление".
Дальнейшая история обители трагична: в 1932 году монастырь закрыли, некоторое время там располагалось отделение "Свирь-лага", потом была война... Теперь от монастыря, находившегося недалеко от Малуксы, остались едва заметные руины среди болот, которые называют Макарьсвскими мхами.
В молитве Преподобному и Богоносному Отцу нашему, Макарню Римлянину, Новгородскому Чудотворцу, есть такие слова: "Не забуди, Преподобный Отче, и пустынное место подвигов твоих, но благоволие о нем и прослави е чудотвореннем твоим". Не забуди...

Первым настоятелем и строителем Воскресенского монастыря был о. Арсений, упомянутый выше. Вторым и последним с 1906 года стал о. Кирилл, который в 1923 году был поставлен епископом Любанским, а в 1924-1925 годах, приняв схиму  именем Макария, стал архиепископом Макарием Любанским.
Новейшая история монастыря более печальна Уже 3 апреле 1920 года на заседании межведомственной комиссии по ликвидации монастырей в Новгородском уезде принято решение: предоставить здание монастырского странноприимного дома отделу народного образования под устройство в нем ремесленной школы с интернатом. Монастырь был окончательно закрыт в 1932 году, но до этого, по воспоминаниям местных жителей, монахов увозили по этапу, а в здание монастыря вселили несколько семей, организовав в нем коммуну. Позже, в 30-е годы, в монастыре было какое-то отделение Свирьлага. В годы Великой Отечественной войны все монастырские строения были уничтожены: по древней Макарьевской дороге прошла военная машина разрушений. И поныне кое-где виднеется вросшая в стволы деревьев колючая проволока: след то ли войны, то ли Свирьлага.
Ныне на месте монастыря бугры строительного мусора  остатки строений, заросших кустарником и травой. Весь деловой кирпич был вывезен после войны в соседние деревни. Заброшенные пруды, редкие случайные остатки разбитых могильных плит монастырского кладбища да единственный крест, поставленный на месте подвигов прп. Макнрия, напоминают о существовавшей здесь несколько столетий  высокодуховной   иноческой жизни.
Такая же печальная картина и на месте скита: остатки цоколя, небольшие фрагменты стен скитской церкви, засыпанный и заросший колодец да груды камней возвышаются среди болота на островке, как малая гора Голгофа, где смерть и разрушения попрали смерть и забвение и воссияли невиданным светом духа и святости!

Из газеты «Горница» №28 (приложение к газете
«Православный Санкт-Петербург») март 2007.
(Газета посвящена истории одной семьи):
МАКАРЬЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Рассказ этот имеет непосредственное отношение и к войне, и
к семье Кожуховых. Когда Мария Александровна била
молотом на заводе, помогая ремонтировать танки, муж её,
Николай Кожухов, сдерживал немцев на Ленинградском
фронте.
Но рассказ придётся начать примерно с семидесятых годов. В
те годы многие семьи во время отдыха занимались «диким»
туризмом. Очень популярен был Карельский перешеек.
Огромные толпы «дикарей» привозили туда электрички. Чуть
ли не под каждым кустом располагалась группа туристов. Они
пели, орали, разбрасывали бутылки, а, уходя, оставляли горы
грязи и мусора. Нас такой «отдых» не устраивал. Летом мы
ходили на байдарках по рекам Северо-Запада, а в майские и
октябрьские праздники уходили в глухие леса и болота под
Ленинградом. С нами ходила еще одна семья, такие же
заядлые болотопроходимцы, как и мы. Точнее даже будет
сказать, что они нас водили, т. к. Виктор Сергеевич Субботин
был непревзойденный следопыт, прекрасно знал карту,
безошибочно ориентировался на местности и вообще был
очень интересным человеком. Все в их семье были людьми
увлекающимися, и в увлечениях своих доходили до
крайностей. Приятно было то, что если они загорались
какой-то идеей, то сразу все тут же стремились воплотить её
в жизнь. В те годы карты были засекречены. Добыть
карту-километровку какой-то местности было не только
трудно, но и рискованно. Но, получив такую карту в руки,
Виктор Сергеевич ложился на диван и путешествовал по ней.
Он видел все пригорки и ложбинки, все ручейки и речки,
находил нужные броды и просеки, он уже был там, отдыхал и
наслаждался. Для полноты впечатления он ставил перед собой
прокопчённый походный котелок и считал, что это ветер уже
доносит до него дым костра.
Мой муж совсем не был увлечён походами, но он был
прекрасный семьянин и ради взрослеющих сыновей готов был
терпеть любые трудности во время этих авантюрных
мероприятий. Конечно, ребята всё фотографировали, делали
фильмы, слайды, тащили с собой нужную аппаратуру, тогда
очень громоздкую. Уходили на три дня. Несли на себе палатки,
спальные принадлежности, продукты. Женщины тоже несли
рюкзаки - с тёплой одеждой, на всякий случай.
На этот раз Виктор Сергеевич выбрал Макарьевскую Пустынь.
Это где-то в районе Малуксы, по дороге на Кириши. Там же
находится Макарьевское болото, Макарьевская канава, по
краю которой мы шли
по колено в вешней воде. Наконец перед нами открылась
широкая пустошь, окруженная со всех сторон лесом.
Оказалось, что это то самое место, куда мы стремились
попасть. Но ведь Макарьевская Пустынь - это монастырь.
Куда же он делся? Даже развалин нет. Это же не град Китеж.
Не ушел же он в болото. Но перед нами было ровное поле.
Лишь кое-где виднелись небольшие холмики, закрытые
прошлогодней травой. Мы решили поискать. Оказалось, что
это были кучи битых кирпичей. Мы ходили по этому полю и
старались представить себе, где здесь были церкви,
колокольни, кельи. Только в одном месте мы обнаружили
кусок стены со сводчатыми проёмами, но и здесь всё было
засыпано битым кирпичом. Ничего, совсем ничего не
осталось. Война, бои, немцы. С тяжёлым чувством мы
покидали Макарьевскую Пустынь. Но впечатление от похода
было очень светлое, вспоминали его охотно. При случае с
удовольствием показывали фильмы и слайды родственникам,
но родственники такого удовольствия, как мы, совсем не
испытывали. Они видели только картинку и не больше. У нас
же эта картинка воскрешала простор, ветер, шум леса,
весёлые разговоры и смех.
Однажды мы показали наши картинки тёте Марусе и дяде Коле
Кожуховым. Макарьевская Пустынь. Ничего, кроме большого
пустого поля и леса вокруг. Унылое место. Даже руин не
осталось. Кто же так постарался, советская власть или
немцы? И вдруг слышим:
- Нет, нет. Это не немцы, это я.
- Как? Почему? - рассказ дяди Коли я записала.
Здесь проходила линия обороны. Немцы закрепились в
монастыре. Старинные кирпичные стены хорошо защищали их,
а на куполах, на колокольне они посадили снайперов. Нашим
бойцам оставалось только огромное ровное пространство
болота. Стоило шевельнуться, и снайперская пуля тут же
попадала в цель. Приказано было захватить монастырь во что
бы то ни стало. Но каждый раз атаки захлебывались.
Результат - горы трупов на белом снегу. Дядя Коля был там.
Он командовал батареей. Наконец он получил приказ - разбить
так, чтобы и пыли не осталось. С каким азартом они взялись
уничтожать эту немецкую крепость! От монастыря
действительно не осталось ничего. Планомерное убийство
прекратилось. Немцы оказались в одинаковых условиях с
защитниками Ленинграда. Стало тихо. Трупы засыпало
снежком, бои прекратились. Приближалась весна. Стало
пригревать солнце. Наступило время, когда снег растаял и
огромное поле, заваленное трупами, предстало перед глазами
противников. Под горячим солнцем трупы стали разлагаться.
От удушливого запаха тления; невозможно было спрятаться.
Договорились устроить перемирие и захоронить погибших.
Время определили точно, с немецкой пунктуальностью. Все
вышли и занялись делом. Трупы лежали вперемешку. Так же
вперемешку работали наши, бойцы и немцы. Не обошлось без
разговоров, похлопывания по плечу, угощения махоркой и
сигаретами. Время пролетело быстро. Точное немецкое
время. Ну, а русские никогда точно время не мерили.
«Давеча» да «нонче», вот и вся мера. У Бога, дней не решето,
куда торопиться. Не заметили, как немцы убрались с поля, и
застрочил пулемет. Только тогда и поняли, что перемирие
кончилось, когда стали падать убитые товарищи.
Рассказ кончился. Все долго молчали. Было как-то уж очень
грустно. Вдруг вспомнили, что там мы видели большой
деревянный крест, значит, туда кто-то приходил, помянул
павших товарищей. Но и потомкам такие места забывать не
стоит.
Hosted by uCoz